Open call в четвертый номер «Незнания»
1 – 30 декабря 2020
При участии команды проекта Sh.e is an expert и фестиваля женского письма «Слёзы авторки»
О теме и миссии номера
Теоретический фикшн и нон-фикшн – тренд последних нескольких лет в поле англоязычной литературы. Взять хотя бы нашумевший роман Мэгги Нельсон «Аргонавты», в котором она осмысляет значение брака, семьи и материнства прибегая к концепциям из современных критических теорий; сама Нельсон определяет жанр романа как «автотеория». Или мемуар In the Dream House Кармен Марии Мачадо, в котором она рассказала не только о своем опыте абьюзивных отношений, но и в целом об истории отношения к абьюзу в лесбийских парах. Ещё пример – уже из российского литературного контекста – повесть Ольги Брейнингер Visitation о кризисе 1993 года, чей жанр можно определить как синтез «мокьюментари» и документальной прозы.

Теоретический фикшн – жанр, ускользающий от однозначного определения. Термин theory fiction был предложен британским теоретиком культуры Марком Фишером в 1999 году. Вскоре он прижился в кругах современной философии – ведущими авторами жанра сегодня считаются Ник Лэнд и Реза Негарестани.

Исследовательница Джоан Хоукинс в послесловии к роману I Love Dick Крис Краус дает следующее определение: «под "теоретическим фикшеном" я не подразумеваю книги, которые лишь контекстуально осведомлены теорией или которые могут быть прочтены теоретически – например, "Тошнота" Сартра или "новый роман" Роб-Грийе. Скорее, я имею в виду книги, в которых теория становится существенной частью сюжета, влиятельным персонажем в выдуманной вселенной, созданной автором»*.

Мы решили, что литературе такого типа самое время появиться на русском языке.



Мы видим теоретический фикшн пространством для дерзких, въедливых, подозрительных к популярному мнению, жадных до больших идей и устремленных в будущее текстов.
Кроме того, тема теории — в нашем понимании — это еще и попытка рефлексии о том, что изменилось за этот странный и непредсказуемый год. Мы стали думать о будущем иначе: не осталось планов, только надежды; прощай, ясность, привет, постоянный моральный выбор.


Какие теории объяснят нам, как жить во время и после кризиса? Способны ли вообще теории утешить и успокоить нас в этой ситуации? А может, у вас есть собственная теория, которой тесно в рамках академического текста, но самое место в мире художественной литературы?


* I Love Dick / Крис Краус; пер. Карина Папп. – М.: No Kidding Press, 2019 – 265 c.


Разделы номера
В этот раз, как и в «Криндж» номере, мы решили отказаться от стандартного деления на прозу, поэзию и критику и сгруппировать тексты иначе. Основную часть номера составит раздел Кросс-жанр – здесь могут оказаться тексты любого формата: от классических рассказов и до экспериментальных/личных эссе, и поэтических текстов. Вместе с основательницей проекта Нурией Фатыховой и редакторкой портала Натальей Зайцевой мы отберем тексты, которые будут напечатаны в четвертом номере журнала. Проект также заинтересован в поиске новых женских голосов: команда Sh.e может предложить кому-то из участниц опен колла дальнейшее сотрудничество и/или публикацию текста отдельным материалом на сайте.

Вторая часть номера Слёзы авторки разработана вместе с одноименным фестивалем женского письма – в нее войдут тексты на тему номера, написанные женщинами*. Нам неоднократно приходилось слышать словосочетание «женское письмо» в уничижительном контексте. Женские тексты критикуют, например, за меланхоличность и избыточную эмоциональность. Мы приветствуем такие тексты и обнимаем их авторок. Как термин «женское письмо» впервые встречается у французской исследовательницы Элен Сиксу в культовом эссе «Смех медузы». Над чем же она смеется сегодня, если вообще еще может смеяться? Может, это смех сквозь слезы? В этом разделе мы ждем самые разные тексты: горестные и игривые, печальные и веселые.


*Мы имеем в виду тех, кто определяет свой гендер как женский, и/или тех, у кого есть женский опыт. Другими
словами, наш номер транс*инклюзивный.



О приглашенных ридерах
Проект Sh.e is an expert борется с комплексом самозванки. Так, на сайте she-expert.org собрана база эксперток – женщин, которые производят знание и готовы им делиться. Женщины* могут создать анкету с подробным описанием своих компетенций, а все остальные – найти здесь эксперток для совместной работы, публичных мероприятий или журналистских материалов. Sh.e решает одну из главных проблем нашего времени: круглые столы, преподавательские составы и листинги в СМИ сплошь состоят из мужских имен. Так быть не должно, и команда проекта акцентирует внимание на альтернативе: среди женщин есть много эксперток в самых разных областях. Еще у проекта есть рассылка, инстаграм и фейсбук, а также коллекция на syg.ma, где публикуются переводные тексты.

Фестиваль женского письма «Слёзы авторки» впервые пройдет в апреле 2021-го года. Цель фестиваля — создать площадку для существующих в поле женского письма проектов, исследователь_ниц, писатель_ниц и литературных куратор_ок. Благодаря независимым издательским проектам в России медленно, но верно происходит ренессанс женского письма, поэтому нам кажется особенно важным поддержать новую инициативу и внести свой вклад в развитие женского литературного сообщества. Автор_ки, чьи тексты войдут в раздел «Слёзы авторки», будут приглашены к участию в фестивале. Курирует раздел организаторка фестиваля Маша Гаврилова.


О Незнании


«Незнание» – независимый литературный журнал, основанный в 2019 году тремя писательницами Ариной Бойко, Лизой Каменской и Саней Гусевой. Содержание каждого номера формируется с помощью опен колла – открытого приема текстов. У «Незнания» вышли три печатных номера: «Громкость», «Криндж» и «Опыт». А также антология «Пограничные состояния», доступная на Bookmate.

Литература для нас – в том числе социальная практика. Мы хотим, чтобы на русском языке появлялось больше бескомпромиссных художественных текстов. Нас интересуют смелые темы, необычные форматы и новые голоса.

Это наш третий номер. Обложка: Мария Варази
Фотография: сайт магазина «Подписные издания»
Формальные требования
Какие тексты мы ждём?

Кросс-жанровые произведения — тексты на пересечении прозы, поэзии и эссеистики. А также тексты, которые которые можно отнести к полю theory fiction — будь то поэма, пьеса, рассказ или эссе.


Кто может отправить текст?

В этот раз наш фокус – женское письмо, так как оба наших приглашенных ридера – феминистские проекты. Однако редакция Незнания решила не ограничиваться только женскими текстами: авторы-мужчины также могут участвовать в опен колле.


Куда отправлять?

На почту notknowingjournal@gmail.com с темой письма «теория». Вы можете отправить только один текст.

Объем

Не более 10 тысяч знаков с пробелами. Небольшое отклонение от объема (10-20%) возможно.

Дедлайн

30 декабря 2020 включительно.


Список референсов по теме «Теория»
от ридеров и редакции

Мэгги Нельсон – «Аргонавты» и «Синеты»

Кармен Мария Мачадо – In the Dream House

Ольга Брейнингер – Visitation

Крис Краус – I Love Dick

Андреа Лонг Чу – «Женский пол»

Энн Бойер – The Undying

Оливия Лэнг – «Одинокий город» и «К реке»

Поль Б. Пресьядо – An Apartment on Uranus: Chronicles of the Crossing

Уэйн Кёстенбаум – Hotel Theory

Виржини Депант – «Кинг-конг теория»

Сьюзен Зонтаг — «Против интерпретации и другие эссе»


Важно: данный список не претендует на универсальность. Редакция и ридеры не утверждают, что все книги из этого списка можно отнести к жанру теоретического фикшна. Скорее, это список личных референсов и ассоциаций каждой из кураторок с темой номера


«Незнание» – некоммерческий проект. Мы существуем вопреки благодаря вашей поддержке Patreon.com.