Теоретический фикшн и нон-фикшн – тренд последних нескольких лет в поле англоязычной литературы. Взять хотя бы нашумевший роман Мэгги Нельсон «Аргонавты», в котором она осмысляет значение брака, семьи и материнства прибегая к концепциям из современных критических теорий; сама Нельсон определяет жанр романа как «автотеория». Или мемуар
In the Dream House Кармен Марии Мачадо, в котором она рассказала не только о своем опыте абьюзивных отношений, но и в целом об истории отношения к абьюзу в лесбийских парах. Ещё пример – уже из российского литературного контекста – повесть Ольги Брейнингер
Visitation о кризисе 1993 года, чей жанр можно определить как синтез «мокьюментари» и документальной прозы.
Теоретический фикшн – жанр, ускользающий от однозначного определения. Термин theory fiction
был предложен британским теоретиком культуры Марком Фишером в 1999 году. Вскоре он прижился в кругах современной философии – ведущими авторами жанра сегодня считаются Ник Лэнд и Реза Негарестани.
Исследовательница Джоан Хоукинс в послесловии к роману
I Love Dick Крис Краус дает следующее определение: «под "теоретическим фикшеном" я не подразумеваю книги, которые лишь контекстуально осведомлены теорией или которые могут быть прочтены теоретически – например, "Тошнота" Сартра или "новый роман" Роб-Грийе. Скорее, я имею в виду книги, в которых теория становится существенной частью сюжета, влиятельным персонажем в выдуманной вселенной, созданной автором»*.
Мы решили, что литературе такого типа самое время появиться на русском языке.